Поезд на фоне красивой природы

Те, кто часто путешествуют поездами, наверняка знает, что перед началом движения состав обязательно сдает назад. Сколько вагонных споров возникло по этому поводу, от теории «неловкого машиниста» перепутавшего передачу, до технологического процесса заведения дизельной машины. Но на самом деле все значительно проще.

Причина, почему поезд перед началом движения сдает назад – сила трения покоя. Находясь в спокойном состоянии, вагон имеет максимальное сопротивление движению. А мощность локомотива не позволяет ему преодолеть большое начальное сопротивление. Причина в разнице потенциалов суммарной силы трения покоя всех вагонов, и силы трения колес машины по рельсам. Другими словами, сдвинувшись с места не сдавая назад поезд просто скользит колесами по рельсам на одном месте.

Поэтому если вагонов несколько, локомотив просто не сможет сдвинуть их с места. Именно поэтому машинист начинает движение, сдавая назад. Таким образом, происходит процесс «сжатия» или ослабления сцепки.

После заднего хода, поезд двигается вперед, «срывая» с места только один вагон. А тот, сдвинувшись в свою очередь, с места сдвигает второй, и так далее по цепи. Фактически получается, что локомотив постоянно преодолевает силу трения покоя только одного вагона, подкрепляя тяговую силу инерцией уже сдвинутого с места вагона.

Решить эту проблему можно иначе – подтолкнув вагоны сзади другим локомотивом. А вот конструктивно изменить сцепку не получится – локомотив просто порвет ее при максимальном натяжении.

Поезда, которые могут двигаться с места

Сегодня существую современные технологии, которые позволяют значительно уменьшить силу трения. Например:

  • воздушные подушки;
  • монорельсы специальной конструкции;
  • моторные вагоны и отдельные узлы разгона в составе поезда.

Они позволяют составу двигаться с места, не сдавая назад. Но пока такие технологии относятся скорее к экспериментальным образцам и не внедрены в широком употреблении.

5 stars - based on 250 reviews