Стук колёс поезда для нас настолько привычен, что мы не задумываемся о том, почему это происходит. Мерное постукивание колёс стало символом путешествий и дорожной романтики. Трудно представить поездку на поезде без своеобразного аккомпанемента. Оказывается есть страны, где у поездов не стучат колёса. В чём дело? Разберёмся во всём по порядку. Подробнее о работе поезда здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/kak-rabotaet-poezd.

Как возникает стук колёс

У стука колёс поезда есть вполне обоснованная техническая причина. При укладке рельсов необходимо учитывать климатические условия региона. В странах, где жаркое лето и холодные зимы, нельзя ложить рельсы без зазора между ними. В жару металл расширяется, а в холодное время года - сужается. Чтобы дорожное полотно не выходило из строя слишком быстро, между рельсами необходимо оставлять зазор.

Стучащий звук возникает в результате двух этапов преодоления колёсной парой зазора между рельсами:

  1. Когда колёсная пара наезжает на край рельсового пролёта, он прогибается под тяжестью вагона и становится ниже начала следующего рельсового пролёта.
  2. Колёсная пара, продолжая движение, как бы делает рывок, чтобы наехать на следующий рельсовый пролёт. Этот рывок сопровождается характерным стуком.

Ситуация повторяется, когда разрыв между рельсами преодолевает следующая колёсная пара.

Из этого следует, что для устранения стука колёс, между рельсами не должно быть стыков или зазор должен быть минимальным. Такое возможно в странах, где нет значительных сезонных колебаний температуры. Поэтому там колёса у поезда не стучат. А почему он гудит. читайте здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/pochemu-gudyat-poezda.